Ставя под вопрос необходимость централизованного национального государства (с де-факто единственной титульной нацией), крымские татары предлагали и реализовывали множество демократических альтернатив общественного устройства. Альтернативные способы объединения и представительства, разработанные крымскими татарами, подразумевали локальную представительную демократию и децентрализацию. Эти стратегии самоуправления базировались на финансовой, культурной и организационной автономии от центральной власти, поскольку были направлены на защиту равноправия и свобод жителей Крыма. 

Всероссийское мусульманское движение 1905 года, полноправными участниками которого были крымские татары, утверждало необходимость национально-культурной автономии мусульман и требовало реформирования российской империи.


Эти требования были развиты на всероссийском съезде мусульман 1917 года, где в качестве альтернатив полной централизации власти обсуждались мусульманский социализм, пантюркистский и панисламские союзы. Результатом съезда стало не только закрепление полного женского равноправия, но и союз между федералистской автономией для народов «пограничья», к которым относились крымские татары, и унитаристской национально-культурной автономией для народов «внутри империи», полная автономия которых была невозможна.


Осенью 1917 года в Крыму состоялся съезд первого Курултая. Курултай — высший представительный орган крымскотатарского народа, демократический аппарат принятия ключевых решений, независимый от центральной государственной власти. Первый Курултай 1917 года закрепил полное равноправие женщин, свободу слова и собраний. Второй Курултай 1991 года утвердил уникальные права на землю и природные ресурсы Крыма за крымскими татарами как коренным народом Крыма, чтобы остановить экологический урон, наносимый полуострову.